Меню
Андреевский собор
г. Волхова
Тихвинская епархия
Русская православная церковь
Московский патриархат
г. Волхов, Кировский пр., 20
8 (81363) 6-40-37
+7 (931) 006-36-39
volkhov.hram@gmail.com

Как найти место для Бога в суете современной жизни

Главная \ Публикации \ Как найти место для Бога в суете современной жизни

Мы продолжаем рубрику, в которой стараемся вместе со священниками разобраться в хитросплетениях Библейских законов. Актуальны ли они сегодня в невероятном ритме ежедневности, где искать место для Бога?

В Писании сказано: « От Марка», глава 12, стихи 30-31.

30. И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею, — вот первая заповедь!

31. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповедей нет.

Если это основные заповеди, можем ли мы их исполнить, или это лишь литературный прием, чтобы воззвать к нашей совести? В сложности этих вопросов мы стали разбираться с иеромонахом Онуфрием (Лариным), секретарем Тихвинской епархии, настоятелем Андреевского собора в Волхове.

– Батюшка, как, на Ваш взгляд, возлюбить Бога нам — простым мирянам, когда времени нет, даже с детьми толком поговорить? А тем, кто живет в селе, так летом и вовсе некогда отвлечься на час-другой? Вот мы и живем со «своим Богом внутри сердца», с «неким неясным представлением о высшем существе». И что значит, ближних возлюбить – это сказать им слова добрые, или лучше деньгами?

– Начнем с того, что нам проще представить и сделать – например, возлюбить ближних своих. Евангелие говорит, что полюбить — значит быть человечным по отношению друг другу. Формальное исполнение заповедей ни к чему не привело в совершенствовании души человека. Христос ждет от людей именно человечности, чтобы каждый стал, человеком с большой буквы. Если этого не будет, то весь мир озвереете. Что мы, впрочем, частично наблюдаем в наше время.

Когда мы пытаемся сохранить человеческое достоинство, уподобляясь Богу, Его милосердию, любви, терпимости и всепрощению, проявляя Его черты, сохраняем Его заповеди блаженства, этим и создается формула любви к ближнему, а впоследствии к самому Богу в воплощении Его качеств в нас.

– Кто наш ближний? Тот, кто родственник по крови, хотя скандалит и завидует, или иноверец, но по-соседски помогает? А может быть коллега по работе, с которым мы проводим больше всего времени? Или они все наши ближние? В этом случае мы просто не можем разогнуться под гнетом огромной всем должности и ответственности.

– Нужно для начала вспомнить притчу, рассказанную сами Христом. В ней некий иудей попал в беду. Его избили, ограбили и оставили умирать в пустыне. Мимо прошли священник и левит, они не оказали помощь несчастному. В то время как самарянин — иноверец с точки зрения иудея остановился и помог нуждающемуся. Больше того, он отвез израненного человека на постоялый двор и внес деньги на лечение и содержание. Из мудрого примера этой притчи мы можем сделать вывод, кто кому ближний. Конечно, тот, кто сотворил милость. Смог расширить свое сердце до проблем другого человека. Это очень важно — видеть в жизни не только себя и свои трудности, а замечать других людей, их сложности. Именно такое качество с огромной скоростью уходит из нашей повседневности.

Ближний и тот, кому теперь нужна помощь. Милость — не только финансы. Помощь – это материализованная воля Божья. Подчас само Слово Христа является исключительно важной поддержкой. Так митрополит Антоний Сурожский просто приходил в больницу и разговаривал с больными. Расспрашивал их, как обстоят дела, что болит, молился с людьми, и страждущим приходило облегчение. Резюмируя вышесказанное, подведу итог: ближний – это тот, к кому дрогнуло ваше сердце. После эмоционального и умственного приятия этого факта наступает время действовать.

– А если не дрогнуло? Вот не видит человек вокруг себя несчастных. Не переходят старушки дорогу в том месте, где он проезжает, не попадаются бедняки в его автомобиль, в котором он добирается до работы, магазина, фитнес зала.

– Если сердце на протяжении долгого времени не дрогнуло – это повод задуматься о себе. Почему тебя никто всерьез не интересует? Загляни внутрь себя: все ли там благополучно. Возможно, что в сердце много горечи, и ты хочешь лишь помощи для себя. Для нас жизненно необходимо обращать внимание на тех, кому хуже, чем тебе. Например, на инвалидов. Именно среди них очень много жизнерадостных людей, тех, кто поднялся до состояния «ЧЕЛОВЕК» и помогает другим. Таких, например, как Ник Вуйчич много. Они есть в каждом городе или крупном поселке.

Менять что-то в своей жизни — огромный труд. Здесь нужно прилагать титанические усилия. Чтобы исполнить эти две простые, но наиглавнейшие заповеди Христа, нужно что-то делать со своим мировоззрением. Его необходимо сдвинуть с точки самости и суеты.

Я думаю, что первый шаг — остановиться. Трезво посмотреть и понять насколько мы засуетились! Подчас так, что и жизни самой не видим, лишь все увеличивающийся ком проблем и необходимых дел.

– В подобном случае неверующие люди идут за советом к психологу, а верующие к батюшке?

– Нет, не так. Во-первых, неверующих людей не бывает. Это редчайший случай, когда у человека определяется полная духовная слепота. Правильно говорят, что неверующий человек до первой серьезной угрозы жизни. Просто верим так, как нам удобно. В принципе не предполагая иной, высшей воли в своих поступках и желаниях, кроме собственной.

А во-вторых, люди в своем большинстве идут к психологу и к батюшке лишь для того, чтобы подтвердить истинность своих убеждений. Если психолог или священник не разделяет вашу точку зрения, то это уже не ваш психолог, и странный, вовсе непонимающий вас батюшка.

Повторюсь, остановиться и оглядеться — начало осмысления себя на оси координат собственной жизни. Скорее всего вы многому удивитесь, а многое станет совершенно непонятным. Когда человек огляделся и не увидел выхода, он поднимает глаза к небу. И начинается диалог. Мы начинаем говорить Богу, а значит думать о Нем.

– Самое время идти к батюшке, в храм?

– Может быть, еще и нет. Придет такой мечущийся, ищущий человек в храм, а там всё как и сотни лет назад – служба и облачение архаичные, непонятные. Он и не знает, что во время литургии всё Евангелие в символах разворачивается перед нашими глазами. Не все готовы сразу принять, что батюшка тоже человек, а не ангел. Может случиться, что кто-то из служителей или прихожан глянет не очень добро, скажет резкость, и люди забывают о своем великом поиске. В это время в душе смятенной идут процессы невероятные! Человек начинает открывать величайшие глубины Божественного бытия. Он выливает всего себя Господу, а потом обязательно и ближних своих. Запускается новый процесс работы сердца. Мы становимся общие с Небом.

Приходят безответные вопросы, неясные мысли и ощущения. Тогда и нужны люди, которые могут помочь, проинструктировать о законах и правилах, которые действуют в духовном мире. Батюшки наши очень заняты, служат в нескольких приходах, но в такое время необходимо ловить священника, буквально хватать его за рясу, как это сделала некая больная женщина в Евангелие. Она пробилась через всю толпу людей, ходящих за Иисусом, через окружение апостолов, прикоснулась к одежде Господа и исцелилась тотчас. Так и человеку нужно проявить настойчивость и задать все вопросы, которые бередят душу. Обязательно получить внятные ответы и разъяснения, чтобы начать свое новое шествие по жизни, в которой есть место для ближних и для Христа.

Уважаемые читатели, если вас затронула одна из рассматриваемых нами тем, пишите нам. Мы обязательно зададим священнослужителю ваш вопрос и дадим ответ. А впрочем, это вам выбирать, как идти по жизненному пути: привычно или правильно.

volhovogni.ru