Меню
Андреевский собор
г. Волхова
Тихвинская епархия
Русская православная церковь
Московский патриархат
г. Волхов, Кировский пр., 20
8 (81363) 6-40-37
+7 (931) 006-36-39
volkhov.hram@gmail.com

Таинства Церкви

Главная \ Главное о вере \ Таинства Церкви

Святые Таинства установил сам Иисус Христос: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф 28:19-20). Этими словами Господь ясно указал нам на то, что кроме Таинства Крещения Он установил также и остальные Таинства. Таинств Церкви всего семь: Таинство Крещения, Миропомазания, Покаяния, Евхаристии (Причастия), Брака, Священства и Елеопомазания (Соборования).

Таинства – это видимые действия, посредством которых невидимо нисходит на человека благодать Святаго Духа – спасающая сила Божия. Все Таинства тесно связаны с Таинством Евхаристии.
Крещение и Миропомазание вводят нас в Церковь: мы становимся христианами и можем приступать ко Причастию. В Таинстве Покаяния прощаются нам наши грехи. Принимая Причастие, мы соединяемся со Христом и становимся уже здесь, на земле, участниками Вечной Жизни.
В Таинстве Священства поставляется на служение избранный член Церкви. В Таинстве Брака преподается благословение на супружескую семейную жизнь. В Таинстве Елеопомазания (Соборования) Церковь молится о прощении грехов и о возвращении больных к здоровью.

ТАИНСТВО СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ и ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ

Таинство Крещения установил Господь Иисус Христос: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19). Принимая Крещение, мы становимся христианами, рождаемся для новой духовной жизни, приобретаем звание Христовых учеников.
Условием для принятия Крещения являются искренняя вера и покаяние.
Приступить ко Крещению может как младенец – по вере крестных родителей, так и взрослый человек.

У крещаемого по традиции Церкви должны быть духовные родители, иначе они называются восприемниками, или крестными отцом и матерью. Крёстными могут быть только верующие православные христиане, регулярно приступающие к церковным Таинствам. Ими не могут быть те, кто исповедует другие религии, язычники и атеисты, родители крещаемого, монашествующие, душевнобольные и безнравственные люди, малолетние дети. Могут ли крестные родители быть мужем и женой или стать ими в будущем? Запрещающих канонов на это в Православии нет. В 2017 году Архиерейский собор актуализировал разрешение на браки восприемников по благословению епархиального архиерея.

Без принятия Таинства Крещения Спасения для человека не возможно. «Если кто не родится от воды и Духа не может войти в Царствие Божие» (Ин 3:5) – говорится в Евангелии. Если крестится взрослый человек или подросток, то перед крещением его оглашают. Слово «оглашать», или «огласить», означает сделать гласным, оповестить, объявить перед Богом имя того человека, который готовится к крещению. Во время подготовки он изучает основы христианской веры. Когда же наступит время Св. Крещения, священник молит Господа изгнать из этого человека всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его, и сделать его членом Церкви и наследником вечного блаженства; крещаемый же, отрекается от диавола, дает обещание служить не ему, а Христу, и чтением Символа веры подтверждает свою во Христа веру, как Царя и Бога. За младенца оглашение принимают его восприемники (крестные), которые берут на себя ответственность за духовное воспитание ребенка. Отныне крестные молятся о своем крестнике (или крестнице), учат его молитве, рассказывают о Небесном Царстве и его законах, служат для него образцом христианской жизни.

Как совершается Таинство Крещения? Сначала священник освящает воду и в это время молится, чтобы святая вода омыла крещаемого от прежних грехов и о том, чтобы он через это освящение соединился с Христом. Затем священник помазывает крещаемого освященным елеем (оливковым маслом). Елей – это образ милости, мира и радости. Со словами «во имя Отца и Сына и Святого Духа» священник помазывает крестообразно лоб (запечатление имени Божиего в сознании), грудь («во исцеление души и тела»), уши («в слышание веры»), руки (чтобы творить дела, угодные Богу), ноги (чтобы ходить по путям Божиих заповедей). После этого и совершается трехкратное погружение в святую воду со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь».
При этом человек, которого крестят, получает имя святого или святой. Отныне этот святой или святая становится не только молитвенником, заступником и защитником принявшего Таинство Крещения, но и примером для него, образцом жизни в Боге и с Богом, а день его памяти становится праздничным днем для крещеного – днем тезоименитства (иначе: днем Ангела).
Погружение в воду символизирует смерть со Христом, а выход из нее – новую жизнь с Ним и грядущее воскресение. Затем священник с молитвой «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш» надевает на новокрещеного белую (новую) одежду (рубашку). В переводе со славянского языка эта молитва звучит так: «Подай мне чистую, светлую, незапятнанную одежду, Сам облеченный в свет, Многомилостивый Христос, Бог наш». Господь – наш Свет. Но о какой одежде мы просим? О том, чтобы все наши чувства, мысли, намерения, поступки – все рождалось в свете Истины и Любви, все было обновленным, как наша крестильная одежда. После этого священник надевает на шею новокрещеного нагрудный (нательный) крестик для постоянного ношения – в напоминание слов Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24).

Как за рождением следует жизнь, так и за Крещением, Таинством нового рождения, сразу следует Миропомазание – Таинство новой жизни.
В Таинстве Миропомазания новокрещеный получает дар Святого Духа. Ему дается «сила свыше» для новой жизни. Таинство совершается через помазание Святым Миром. Святое Миро приготовляли и освящали апостолы Христовы, а затем епископы древней Церкви. От них Миро получали священники при совершении таинства Духа Святого, с тех пор называемого Миропомазанием.

Священник помазывает крещенного Святым Миром, делая им знак креста на разных частях тела с произнесением слов «печать (т. е. знак) дара Духа Святого». В это время невидимо подаются новокрещеному дары Святого Духа, при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной. Чело, или лоб, помазывается Святым Миром для освящения ума; глаза, ноздри, уста, уши – для освящения чувств; грудь – для освящения сердца; руки и ноги – для освящения дел и всего поведения. После этого новокрещеный и его восприемники с зажженными свечами в руках трижды по кругу обходят вслед за священником вокруг купели и аналоя (Аналой – наклонный столик), на котором лежат Крест и Евангелие. Образ круга – образ вечности, ведь круг не имеет ни начала, ни конца. В это время поется стих «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», что значит: «Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись». Это призыв везде и всюду нести Благую весть о Христе, свидетельствуя о Нем и словом, и делом, и всей своей жизнью. Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то Таинства Крещения и Миропомазания над человеком совершаются один раз в жизни.

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ

Таинство Покаяния установил Господь Иисус Христос затем, чтобы мы, сознаваясь в своих плохих делах – грехах – и стремясь к изменению жизни, могли получить от Него прощение: «Приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20:22-23). Сам Христос прощал грехи: «Прощаются тебе грехи твои» (Лк 7:48). Призывал нас к хранению чистоты, что бы мы избегали зла: «Иди и не греши больше» (Ин 5:14). В Таинстве Покаяния исповеданные нами грехи прощаются и оставляются через священника Самим Богом.

Что нужно для исповеди? Для получения прощения (разрешения) грехов от кающегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их. А также твёрдое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие. Готовится к исповеди следует заранее, лучше всего перечитать Заповеди Божии и таким образом проверить в чём обличает нас совесть. Надо помнить, что забытые неисповеданные грехи тяготят душу, являясь причиной душевного недомогания. Сознательно скрытые грехи, обман священника – по ложному стыду или боязни – делают Покаяние недействительным. Грех постепенно разрушает человека, мешает ему духовно возрастать. Чем тщательнее исповедь и испытание совести, тем более очищается душа от грехов, тем ближе она к Царствию Небесному.
Исповедь в Православной Церкви совершается у аналоя, на котором лежат крест и Евангелие как знак присутствия Христа, невидимого, но все слышащего и знающего, насколько глубоко наше раскаяние и не утаили ли мы что-нибудь из ложного стыда или специально. Если священник видит чистосердечное раскаяние, он покрывает преклоненную голову исповедующегося концом епитрахили и читает разрешительную молитву, прощая грехи от имени Иисуса Христа. Затем исповедующийся целует крест и Евангелие в знак благодарности и верности Христу.

ТАИНСТВО СВ. ПРИЧАСТИЯ – ЕВХАРИСТИЯ

Таинство Таинств – Евхаристию установил Иисус Христос на Тайной Вечери, в присутствии Своих учеников (Мф 26:26-28). «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и подал ученикам, глаголя: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от неё все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мк 14:22-26, Лк 22:15-20). В Причащении мы вкушаем под видом хлеба и вина Тело и Кровь Самого Господа Иисуса Христа и так Бог становится частью нас, а мы – частью Его, одним целым с Ним, ближе чем самые родные люди, а через Него – одним телом и одной семьей со всеми членами Церкви, теперь нашими братьями и сестрами. Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нём» (Ин 6:56).

Как готовиться к Причащению? К Причащению Святых Христовых Тайн христиане готовятся заранее. В эту подготовку входят молитва, посещение богослужений, пост, добрые дела, примирение со всеми, а затем – исповедь, то есть очищение своей совести в Таинстве Покаяния. Подробно о подготовке к Таинству Евхаристии можно спросить у священника.
О Причащении по отношению к богослужению христианскому следует заметить то, что это Таинство составляет главную и существенную часть христианского богослужения. Согласно заповеди Христовой, данное таинство постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Божественной Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются, в истинное Тело и в истинную Кровь Христову.

ТАИНСТВО ВЕНЧАНИЯ. СУПРУЖЕСТВО – БРАК
Венчание или брак есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт 1:28). В Таинстве Венчания двое становятся одной душой и одной плотью во Христе. Таинство Брака состоит из обручения и венчания. Сначала совершается чин обручения жениха и невесты, во время которого священник с молитвами надевает им обручальные кольца. Кольцо, не имеющее ни начала, ни конца, – знак бесконечности, знак союза в любви безграничной и самоотверженной. При совершении Венчания священник торжественно возлагает венцы – один на голову жениха, другой на голову невесты, произнося при этом: «Венчается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». И – «Венчается раба Божия (имя невесты) рабу Божию (имя жениха) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Венцы – символ особого достоинства венчающихся и добровольного принятия ими мученичества во имя Христово. После этого, благословляя новобрачных, священник трижды возглашает: «Господи Боже наш, славою и честью венчай их». «Венчай» – значит: «соедини их в плоть едину», то есть создай из этих двоих, до сих пор живших порознь, в новое единство, несущее в себе (подобно Богу-Троице) верность и любовь друг к другу в любых испытаниях, болезнях и скорби. Перед совершением Таинства жениху и невесте необходимо исповедоваться и пройти специальную беседу со священником о смысле и целях христианского брака. А после – жить полнокровной христианской жизнью, регулярно приступая к Таинствам Св. Церкви.

СВЯЩЕНСТВО

Священство есть Таинство, в котором избранный по церковным канонам человек получает благодать Святого Духа, для священного служения Церкви Христовой. Посвящение в священный сан называется рукоположением, или хиротонией. В Православной Церкви существуют три степени священства: диакон, затем – пресвитер (священник, иерей) и высшая – епископ (архиерей). Посвящаемый во диакона получает благодать служить (помогать) при совершении Таинств. Посвящаемый во епископа (архиерея) получает от Бога благодать не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств. Епископ – наследник благодати Апостолов Христовых. Рукоположение иерея и диакона может совершать лишь архиерей. Таинство Священства совершается во время Божественной Литургии. Ставленника (т. е. принимающего сан) трижды обводят вокруг Престола, а затем архиерей, возложив на его голову руки и омофор (Омофор – знак епископского сана в виде широкой полосы ткани на плечах), что означает возложение рук Христа, читает особую молитву. При незримом присутствии Господа епископ молится об избранном человеке и укреплении его в служении. Вручая рукоположенному необходимые для его служения предметы, архиерей возглашает: «Аксиос!» (с греч. «достоин»), на что хор и весь народ также отвечает троекратным «Аксиос!». Так церковное собрание свидетельствует о своем согласии на рукоположение достойного своего члена. Отныне, став священником, рукоположенный принимает на себя обязанность служить Богу и людям, как служил в Своей земной жизни Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы. Он проповедует Евангелие и совершает таинства Крещения и Миропомазания, от имени Господа прощает грехи раскаявшимся грешникам, совершает Евхаристию и причащает, а также совершает Таинства Брака и Соборования. Ведь именно через Таинства Господь продолжает Свое служение в нашем мире – ведет нас ко Спасению: Вечной Жизни в Царстве Божием.

СОБОРОВАНИЕ

Таинство Соборования, или Елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, это Таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (оливковым маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Оно называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько (семь) священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.
Таинство елеоосвящения восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа «власть исцелять болезни», «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк 6:13). Наиболее полно сущность этого таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5:14-15). Как происходит соборование? В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором стоит сосуд с елеем и вином на блюде с пшеницей. В пшеницу ставится семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания – по числу читаемых отрывков из Священного Писания. Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос – свет в нашей жизни. Звучат песнопения, это молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными исцелениями. Затем следует чтение семи отрывков из посланий апостолов и Евангелий. После каждого евангельского чтения священники помазывают освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших – всего того, чем мы могли согрешить. Заканчивается Елеосвящение соборующихся возложением Евангелия на головы. При тяжёлом заболевании можно вызвать священника для совершения Таинства на дом или в больницу. Соборование совершается также в храмах для прихожан в Великий Пост и может совершаться в остальные три поста установленных Церковью.