Меню
Андреевский собор
г. Волхова
Тихвинская епархия
Русская православная церковь
Московский патриархат
г. Волхов, Кировский пр., 20
8 (81363) 6-40-37
+7 (931) 006-36-39
volkhov.hram@gmail.com

СОБОРОВАНИЕ (ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ) ВЕЛИКИМ ПОСТОМ 2022 ГОДА

Главная \ ДПЦ "Андреевский" \ СОБОРОВАНИЕ (ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ) ВЕЛИКИМ ПОСТОМ 2022 ГОДА

В нашем соборе Таинство Соборования будет будет совершаться в 17.00


18 марта;
25 марта;
01 апреля;
07 апреля;
17 апреля.


Соборования – Елеосвящение. Это Таинство, во время которого через помазание освященным маслом (елеем) Богом даруется человеку помощь в исцелении душевных и телесных недугов. Свое название богослужение получило потому, что совершать его положено собору (нескольким) священникам. Обычно – семерым, но если нет такой возможности, то соборовать может и один священник, и это не делает Таинство «менее действенным».

Таинство Елеосвящения ведет свое начало со времен земной жизни Спасителя. Апостолы, посланные Им в первый раз на проповедь, уже тогда использовали масло как видимое действие при исцелении ими болящих: «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 12-13). Это прямое свидетельство о данном таинстве дополняется еще более конкретным указанием – словами апостола Иакова о порядке совершения этого таинства, видимой его стороне и последствиях: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15). Из этих слов ясно, что благодатные действия таинства простираются на тело (восстановление сил болящего) и душу человека (прощение грехов). В последнем случае отличие таинства Елеосвящения от таинства Покаяния состоит в том, что если при покаянии нам прощаются грехи исповеданные, то при помазании святым елеем в таинстве Елеосвящения отпускаются те греховные действия и помыслы, которые по забвению или неведению не были очищены исповедью, а также то, что не смог хорошо изъяснить своему духовнику человек, утомленный болезнью.
Согласно цели таинства Елеосвящения – врачевание душевных и телесных недугов, – в церковной практике оно совершается как над болящими, так и над здоровыми людьми.
Для совершения таинства посреди храма (или комнаты, если Елеосвящение происходит на дому) уготовляется столик, на котором ставится блюдо с пшеницей. В пшеницу ставятся сосуд с елеем, вином и водой и так называемые стручцы – палочки с ватой, которыми помазываются приступающие к таинству. Зерна пшеницы не составляют вещества таинства. Они лишь символически служат здесь изображением зародыша новой жизни – выздоровления, а по смерти тела – Воскресения (Ин. 12, 44). Стручец символически ассоциируется у верующих с масличной ветвью, принесенной Ною в ковчег голубицей, и служит знаком благодатного избавления от грехов и болезни.
Перед таинством Елеосвящения принимающие его приносят Богу искреннее покаяние в совершенных грехах, исповедуя их священнику, – т.е. приступают к таинству Покаяния.
Затем следует последование чина Елеосвящения, в котором красной нитью проходит тема покаяния и сознания своей немощи. После освящения елея (особой молитвой) следует семикратное помазание соборуемых священником (если он один) или каждым из семи священников по разу с чтением на каждый раз отрывка из апостольских посланий и Евангелий. Чтения обращают мысли присутствующих к благости и милосердию Божиему, в них содержатся назидательные и утешительные примеры: покаяние Закхея, исцеление тещи апостола Петра, притча о мудрых неразумных девах, исцеление дочери жены-хананеянки, обращение Матфея из мытаря в апостола.
После помазания первый из присутствующих священников читает вслух молитву, в которой просит Господа, простившего покаявшегося Давида, принять покаяние и тех, кто приступил ныне к этому таинству в надежде на благосердие Божие.
Исцеление даже безнадежно больных по совершении над ними таинства Елеосвящения в истории Церкви происходило бесчисленное множество раз. Осознав причину своих болезней – свой собственный грех, – человек со смирением и надеждой на волю Божию приносит покаяние во грехах и, приняв таинство Елеосвящения, полагается в дальнейшем на неисповедимые и неведомые нам, но служащие к нашему благу и вечному спасению пути промысла Божия. Испытавший целительную силу таинства елеосвящения утверждает себя в любви и доверии к Господу. Ему открывается истинный смысл апостольского учения: «Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя, а живем ли – для Господа живем, умираем – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни».

Из книги «Свет во тьме светит… Настольная книга православного христианина»